воскресенье, 25 августа 2013 г.

Что происходит в медитации? (личный опыт)


Само слово "медитация" на данный момент имеет массу значений и может нести абсолютно разные значения. Это слово может обозначать и конкретно какую-то практику, и просто процесс восприятия жизни. Соответственно, когда слово не имеет одного общепринятого значения, оно перестает иметь смысл, так как использование его не приводит к пониманию.

О какой медитации сейчас пойдет речь?
О медитации, как о процессе погружения внимания вовнутрь с целью познания своей собственной природы. Хотя этому процессу больше подходит слово "созерцание". Но, в конечном счете, эти определения не так уж важны, если мы понимаем о чем идет речь.

В трактате "Йога сутры" Патанджали описаны 8 ступеней йоги. Первые две ступени - описание отношения к жизни, и нормы поведения (яма и нияма), построение формы для медитации (асана), управление энергией при помощи дыхания (пранаяма), направление внимания вовнутрь (пратьяхара), концентрация на объекте с усилием (дхьяна), созерцание объекта без усилий (дхарана) и самадхи (слияние с объектом восприятия в одно). 

Из этих ступеней к непосредственной практики медитации (когда наше тело уже может сидеть неподвижно) относятся  пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. По возрастающей эти ступени приводят к нирване - выходу из круга перевоплощений (самсары), и дают освобождение от страданий.

Итак, применительно к конкретной практике можно разделить следующие ступени освоения техники медитации, исходя из своего опыта:


1. Для начала необходимо занять удобное и устойчивое положение тела. Чтобы тело перестало нас беспокоить мы используем хатха-йогу, в том числе асаны.
2. Когда мы уже сидим, необходимо научиться удерживать внимание внутри. То есть не отвлекаться на мешающие объекты во время практики. Это начинает "дрессировать" наш ум, не вовлекаться в его суждения и обозначить для нас темы для размышлений, которые сейчас не уместны. Это не должно быть процессом борьбы. Скорее, наоборот, необходимо перенаправить ум в сторону наблюдения за ощущениями во врем процесса медитации - ощутить вкус этого.
3. Когда внимание переходит вовнутрь, добавляем техники концентрации, которые позволяют уму принять однонаправленность. Например, все внимание направляем на дыхание, или на биение сердца, на звуки снаружи и тд. (техник существует множество). Это есть медитация "с опорой" - с объектом-помощником, который помогает сузить внимание, которое обычно рассредоточено на массу объектов одновременно.
4. Когда интенсивность внимания достаточно проработана техниками, уже нет смысла использовать "костыли" - дополнительные практики. Если внимание устойчиво и способно воспринимать мысли и процессы, как отдельные объекты, и не отождествляться с ними, не вовлекаться в них, тогда можно пробовать просто сидеть и созерцать происходящее, как поток движения жизни. Это происходит без усилия, если внимание способно не отвлекаться, а движения ума переходят на дальний план, так что мы просто перестаем его воспринимать, как часть себя. Это состояние полного спокойствия и умиротворения, отсутствия всяких внутренних движений.
5. Естественным образом из этого состояния, при устойчивости практики, мы естественным образом переходим в самадхи - состояние недвойственности. Здесь мы перестаем себя чувствовать отделенно от пространства и погружаемся в глубокое единство всего. И одушевленные и неодушевленные объекты осознаются как "я".

Успех любой практики заключается в постоянстве и срединном пути.
Желаю всем осознанной практики.
Ом!


Комментариев нет:

Отправить комментарий