Само слово "медитация" на данный момент имеет массу
значений и может нести абсолютно разные значения. Это слово может обозначать и
конкретно какую-то практику, и просто процесс восприятия жизни. Соответственно,
когда слово не имеет одного общепринятого значения, оно перестает иметь смысл,
так как использование его не приводит к пониманию.
О какой медитации сейчас пойдет речь?
О медитации, как о процессе погружения внимания вовнутрь с целью
познания своей собственной природы. Хотя этому процессу больше подходит слово
"созерцание". Но, в конечном счете, эти определения не так уж важны,
если мы понимаем о чем идет речь.
В
трактате "Йога сутры" Патанджали описаны 8 ступеней йоги. Первые две
ступени - описание отношения к жизни, и нормы поведения (яма и нияма),
построение формы для медитации (асана), управление энергией при помощи дыхания
(пранаяма), направление внимания вовнутрь (пратьяхара), концентрация на объекте
с усилием (дхьяна), созерцание объекта без усилий (дхарана) и самадхи (слияние
с объектом восприятия в одно).
Из этих ступеней к непосредственной практики медитации (когда наше
тело уже может сидеть неподвижно) относятся пратьяхара, дхарана, дхьяна и
самадхи. По возрастающей эти ступени приводят к нирване - выходу из круга
перевоплощений (самсары), и дают освобождение от страданий.
Итак,
применительно к конкретной практике можно разделить следующие ступени освоения
техники медитации, исходя из своего опыта:
1. Для начала необходимо занять удобное и устойчивое положение
тела. Чтобы тело перестало нас беспокоить мы используем хатха-йогу, в том числе
асаны.
2. Когда мы уже сидим, необходимо научиться удерживать внимание
внутри. То есть не отвлекаться на мешающие объекты во время практики. Это
начинает "дрессировать" наш ум, не вовлекаться в его суждения и
обозначить для нас темы для размышлений, которые сейчас не уместны. Это не должно
быть процессом борьбы. Скорее, наоборот, необходимо перенаправить ум в сторону
наблюдения за ощущениями во врем процесса медитации - ощутить вкус этого.
3. Когда внимание переходит вовнутрь, добавляем техники
концентрации, которые позволяют уму принять однонаправленность. Например, все
внимание направляем на дыхание, или на биение сердца, на звуки снаружи и тд.
(техник существует множество). Это есть медитация "с опорой" - с
объектом-помощником, который помогает сузить внимание, которое обычно рассредоточено
на массу объектов одновременно.
4. Когда интенсивность внимания достаточно проработана техниками,
уже нет смысла использовать "костыли" - дополнительные практики. Если
внимание устойчиво и способно воспринимать мысли и процессы, как отдельные
объекты, и не отождествляться с ними, не вовлекаться в них, тогда можно
пробовать просто сидеть и созерцать происходящее, как поток движения жизни. Это
происходит без усилия, если внимание способно не отвлекаться, а движения ума
переходят на дальний план, так что мы просто перестаем его воспринимать, как
часть себя. Это состояние полного спокойствия и умиротворения, отсутствия
всяких внутренних движений.
5. Естественным образом из этого состояния, при устойчивости
практики, мы естественным образом переходим в самадхи - состояние
недвойственности. Здесь мы перестаем себя чувствовать отделенно от пространства
и погружаемся в глубокое единство всего. И одушевленные и неодушевленные
объекты осознаются как "я".
Успех любой практики заключается в постоянстве и срединном пути.
Желаю всем осознанной практики.
Ом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий