пятница, 23 августа 2013 г.

Асаны - вспомогательная практика йоги



В нашем мире на данный момент существует распространенное мнение, что йог - это человек, закрученный в узел с бородой и длинными волосами, в набедренной повязке. Но это всего-лишь мнение, основанное на увиденном. Но не все можно увидеть глазами, и не все имеет внешнюю форму. Например, наша мысль... И работа именно с ней классически считается основной практикой йоги.

Разобраться в принципах работы асан можно прочитав отрывок из книги Бориса Мартынова "Хатха-Йога. Источники и течения".

ЦЕЛЬ АСАН - ВЫСШЕЕ ЦАРСТВО ЙОГИ. (О сути телесных упражнений)

Ввиду того, что цель асан есть высшее царство йоги, а не собственно асана (ибо асана - не конец, а лишь средство для высшей цели), много видов телесных упражнений не рекомендуется. Однако они могут допускаться некоторое время, чтобы тело в конце концов могло привыкнуть к продолжительному сидению в одном положении. Нет никаких возражений к выполнению множества асан первое время. Однако продолжать их делать бесконечно, на протяжении всей жизни - не цель. Цель же - приучить тело до такой степени, чтобы оно могло сидеть в одном положении.Также как мы должны держать в уме конечную цель йоги во всем, что мы делаем в этом мире (что хорошо отражено в трактатах по йоге и особенно у Патанджали), ту же цель нам нужно удерживать в уме при выполнении какой-то позы. Цель - сосредоточение ума. Поэтому мы и говорим о том, что нам нужно быть осторожным в выборе телесного положения, поскольку тело связано с мышцами, мышцы - с нервами, нервы - с умом. Любой вид неудобного положения тела будет воздействовать на нервы и мышцы, а следовательно, - на ум.
ЙОГА В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ - ЭТО СЛАЖЕННОСТЬ И УРАВНОВЕШЕННОСТЬ СИЛ, И ВСЯКАЯ ИСКРИВЛЕННОСТЬ ТЕЛА - СГИБАНИЕ ИЛИ НАКЛОН НАЗАД ИЛИ В СТОРОНУ - НЕ ПОСЛУЖИТ СЛАЖЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЕДЯ ПОТОК ПРАНЫ ВКРИВЬ. Если мы наклоняемся, согнуты или горбим спину - появляется склонность для препятствия пранам в НС, что мы и ощущаем в итоге, как неудобство. Поэтому во всех трактатах йоги и говорится, что мы должны СИДЕТЬ ПРЯМО - С ГОЛОВОЙ, ШЕЕЙ И СПИНОЙ НА ОДНОЙ ЛИНИИ.

Цель осознанного положения тела (асаны) - КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ОТДЕЛАТЬСЯ ОТ СОЗНАНИЯ ТЕЛА, а не увеличить телесное сознание. Задача - не застаиваться на идее тела, а быть свободным от неё, чтобы уравновешивание тела ослабило его связь с умом. Так мысль о том, что у нас есть тело должна постепенно устраняться введением системы уравновешенности. Это начинается с Шаткармы (если мы говорим о хатха-йоге) и с освоением созерцательного положения - если о раджа-йоге.
("Хатха-йога. Источники и течения")

"Асана - это поза. Она должна быть устойчива и удобна" (Патанджали). Отсутствие усилий должно быть асаной. В трактате "Йога-сутры" асана - это одна из восьми ступеней йоги, и она третья в списке (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).





Комментариев нет:

Отправить комментарий