вторник, 26 февраля 2013 г.

Знание йоги. Тексты



Только встав на путь йоги нет смысла "изобретать велосипед", все основные моменты написаны и структурно изложены в древних трактатах. Единственное, куда стоит прикладывать усилия - в правильную и осознанную трактовку писаний.

1). Упанишады
Упаниша́ды  древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины.

Сейчас известно около 200 упанишад. 10% – йога упанишады (в том числе Шандилья). 14 из них переведены на русский (http://upanishads.ru)
Рекомендуемые к изучению:
Тайтрия упанишада, Катха упанишада, Шветашвара упанишада

2). Хатха йога Прадипика – прояснение Хатха-йоги
    Один из самых авторитетных трактатов по Хатха йоге. В этой книге Сватмарама описывает садхану, путь йоги. И начинается Хатха Йога прежде всего с асан и шаткарм. Будучи весьма дальновидным и опытным практиком, Сватмарама понимает, что бесполезно начинать с Ямы(самоконтроль) и Ниямы(самодисциплины), пока ум не приведен в должное состояние, не обрел нужные качества. И потому упор в практике прежде всего делается на практику асан и шаткарм. В начале нужно овладеть крийями, что приведет тело и ум в состояние, необходимое для практики, придаст уму и телу практикующего нужные качества. Прежде всего нужно дисциплинировать тело, это база, на котрой будет потом основана вся практика. (http://www.ukryoga.com/yoga/pradipika.html)
Прадипика состоит из четырех частей:
Асана, Пранаяма и Шаткарма, Мудра и Бандха, Самадхи


3). Йога-сутры Патанджали – базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший огромное влияние на понимание йоги в Индии и остальном мире.
Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый некоторыми исследователями с известным лингвистом. Если принять такое тождество (как делает С. Дасгупта), то создание текста нужно датировать II веком до н. э. Однако чаще текст датируют позднее, вплоть до IV века н. э. (на основании текста IV 16, где находят полемику с виджнянавадой, сутры либо датируют не ранее V века, либо считают этот стих интерполяцией).
Текст сутр носит монологический характер, но в комментарии иногда появляются диалоги с условным учеником.
Одна из ключевых тем Йога-сутр - достижение контроля над сознанием. Другая, касается развития способности постигать различие между зрителем (неизменным личным началом, называемым драштар, атман и пуруша) и зримым (сферой проявленного и перемен, называемой дришья, паринама или пракрити). Когда человек обретает способность владеть своим умом и пребывать в состоянии "чистого видения", тогда он достигает состояния кайвалья (kaivalya) - буквально "единичности" или "обособления", то есть абсолютного освобождения, свободного от всех негативных воздействий (аклишта карма, aklista karma), называемого также "облаком дхармы" (дхарма-мегха-самадхи, dharma-megha-samadhi).

4). Гхеранда Самхита – наиболее авторитетный и древний литературный источник по Хатха-йоге, дошедший до наших дней, автором которого считается риши Гхеранда. Доисторическая рукопись дана в форме диалога между учителем йоги Гхеранды и вопрошающим учеником Чанди Капали.
В отличие от других писаний по хатха-йоге, в "Гхеранда-самхите" объясняется путь семиступенчатой йоги:
    1. Шаткарма для очищения
    2. Асана для укрепления
    3. Мудра для уравновешивания
    4. Пратьяхара для умиротворения
    5. Пранаяма для облегчения
    6. Дхьяна для понимания
    7. Самадхи для отречения

Следуя этой системе, текст "Гхеранда-самхиты" состоит из семи глав и в основном сосредоточен на шаткармах - поэтому иногда говорится, что в нём описывается гхаташтха-йога. В "Йога-сутрах" Патанджали, например, объясняется восьмиступенчатый путь йоги, в котором вместо шаткармы и мудры указываются яма и нияма, и добавляется дхарана. В заключительных текстах, описывающих самадхи, даются методы, отличающиеся от изложенных Патанджали.

5). Шива Самхита – одно из самых значительных произведений, наиболее отчетливо выражающее теоретические основания хатха-йоги.

6). Учение Тибетской Йоги
Здесь перечислены самые основополагающие тексты. Разумеется, упоминания о йоге встречаются и в других источниках древности, среди которых есть и Бхагават-Гита и Горакша-Паддхати. Подробнее об этих текстах и ссылки на них можно найти на этом ресурсе (http://саморазвитие1.рф/Yoga/texti.php)

Так же рекомендую к прочтению книгу основателя Киевкой школы Йоги, Анатолия Похомова «Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику». В этой книге можно найти почти все вышеперечисленные тексты, разбор основ йоги, включая физиологию и психологию. Книга написана емким языком и пропитана личным опытом автора.

Художественная литература:
Так же отлично осознать йогу помогают и более литературные произведения, авторы которых делятся своим неисчерпаемым опытом в области процесса работы йоги, анатомии, психологии и других ее аспектов:
Геше Майкл Роуч, Кристи Макнелли. "Как работает Йога" 
Тендзин Вагьял Ринпоче. "Тибетская Йога сна и сновидений"
Намкай Норбу Ринпоче "Кристалл и путь света" 
Бардо Тхедол (Тибетская книга мертвых) 
Андрэ ван Лисбет. "Пранаяма. Путь к тайнам йоги" 
Т.К.В.Дешикачар. "Сердце Йоги. Совершенствование индивидуальной практики".
Свами Сатьянанда Сарасвати "Древние тантрические практики йоги и крийя". в 3-х томах 
Виктор Пелевин."Чапаев и Пустота", "Желтая стрела", "Вести с Непала"


Книги по физиологии:

Главчев Ю. Н. "Позвоночник - провокатор всех болезней"
Андрей Лаппа. "Йога - традиция единения" 
Аенгар "Погляд на Йогу"
Свами Шивананда "Йога терапия"
Иваницкий М.Ф. "Анатомия. Учебник для ВУЗов ФК"
Кашуба В.А. "Биомеханика осанки"
Сапин М.Р. "Анатомия человека" в двух томах  


Комментариев нет:

Отправить комментарий